Как правильно удалить и заменить катализатор
на отечественных или импортных авто?

Что делать, когда ваше авто разгоняется все медленнее, дымит, а на приборке загорелся check engine? Проблема может быть в неисправном катализаторе. Если это так, то автовладельцу приходится делать выбор: удалить, выбить, заменить на пламегаситель или купить новую запчасть. Разберемся, какие есть плюсы и минусы удаления катализатора, как сделать это правильно и с минимальными затратами.

Проблема, как всегда, в деньгах. Автомобильные катализаторы содержат драгметаллы. Даже отработанные стоят дорого. Также ценность представляют сажевые фильтры дизельных авто. Эта деталь устанавливается для очистки выхлопа от вредных веществ, загрязняющих воздух. Происходит это благодаря содержащимся в нейтрализаторе драгоценным металлам: родию, палладию и платине. Соотношение металлов зависит от типа двигателя – дизельные содержат больше платины, а бензиновые – палладия и родия.

Перед тем, как удалять катализатор, надо запомнить, что вышедший из строя можно сдать на утилизацию. Специалисты Волгакат в Тольятти отслеживают котировки драгметаллов и предлагают высокую цену на прием старых автомобильных катализаторов.

Когда пришло время выбить
или удалить катализатор?

Избавляться от катализатора стоит, когда отработан ресурс. В щадящих условиях эксплуатации авто – это 150-200 тыс. км. Дальше фильтр будет забиваться и ухудшать работу двигателя. Проблема в том, что в российских условиях низкое качество топлива и масла «убивают» нейтрализатор, даже когда не отработан нормативный срок службы.

Другие признаки неисправности:

  • увеличение расхода топлива;
  • снижение тяги мотора;
  • появляется ошибка на панели приборов;
  • вибрация и повышенный шум выхлопной системы;
  • излишнее задымление.
Еще одно из последствий неисправного катализатора – повышенный расход масла. Фильтр крошился, пыль попадала в блок цилиндров, появились задиры – увеличился расход масла. Поэтому замена катализатора должна производиться вовремя.

Какие есть варианты замены катализатора

Итак, если есть вышеуказанные признаки, то пришла пора проверить, и при необходимости выполнить замену катализатора.

Правильное решение – заменить отработавший очиститель на новый. Но тут появляется несколько подводных камней:

  1. Цена – стоимость новой детали составляет 20-30% цены б/у автомобиля и колеблется в пределах 700 – 1500 $.
  2. Срок службы – новый фильтр оправдано ставить на новый автомобиль. При установке на старый, с проблемами по двигателю, он выйдет из строя быстрее предшественника.

Альтернативы:

  • установка универсального нейтрализатора – стоимость ниже, эффект не уступает оригинальному;
  • замена на пламегаситель – отработанные газы не очистятся, но исчезнет дребезжание и излишний шум выхлопной системы. Главное, не забыть разобраться с лямбда-зондом и ЭБУ.
  • выбить и удалить – когда на место катализатора ставится кусок трубы. Недостаток – шум в салоне, прогорание глушителя.
Сажевый фильтр можно промыть, если не повреждены соты, но и его ресурс имеет свойство заканчиваться. В остальном замена не отличается от бензиновых моделей.

Удаление катализатора
и последствия для авто

Так как цена на новый фильтр непомерно высока, автовладельцы нашли простой способ облегчить работу машине и сохранить мотор в целости – удалить или выбить катализатор.

Удалить — наиболее простое решение. Деталь срезается, а на ее место приваривается кусок трубы, обеспечивающей прямоток отработанных газов. В случае, если вы решили выбить старый катализатор, корпус разрезается, достается внутренность и деталь заваривается обратно. Главный недостаток удаления – усиливается шум. Еще одна проблема поджидает, если установлен металлический очиститель — его выбить невозможно.

Еще один минус — быстро изнашивается выхлопная система, так как на нее влияет высокая температура отработанных газов. Если раньше она разогревала катализатор, то теперь прожигает глушитель. Третий недостаток — мозг авто в виде ЭБУ все равно будет считать, что система работает неисправно. Это повлечет перевод мотора в аварийный режим.

Установка пламегасителя вместо катализатора

Основная задача пламегасителя – снизить температуру выхлопа, что продлевает жизнь выпускной системы. Также при установке пламегасителя снижается вибрация и фоновый шум.

На место каталитического нейтрализатора или внутрь корпуса вваривается двойной цилиндр из нержавеющей стали с базальтовой или минераловатной звукоизоляцией. Он преобразовывает горячий выхлоп из каждого цилиндра в один охлажденный поток.

Достоинства пламегасителя:

  • выравнивание среднего давления выхлопа;
  • продолжительный срок службы;
  • можно выбрать штатный или универсальный прибор;
  • адекватная цена.

В пунктах приема Волгакат в Тольятти представлен широкий ассортимент пламегасителей. Вам помогут выбрать модель, подходящую для вашего авто. Поэтому перед заменой рекомендуем заехать по адресу улица Дзержинского, 92, выбрать пламегаситель и заодно получить консультацию по правильному демонтажу и установке.

Недостаток в замене катализатора на пламегаситель только один – некоторое ухудшение экологических показателей. Но в нашей стране они будут считаться в пределах нормы.

Помимо замены на пламегаситель потребуется установить обманку лямбда-зонда и сделать перепрошивку для корректной работы ЭБУ.

Как погасить "чек" после выбивания
или замены катализатора

Выбросы из выхлопной трубы анализирует датчик — лямбда зонд. На современных автомобилях устанавливаются 2 таких. Перед катализатором и после. В «мозг» авто поступают данные обоих датчиков. Если сигналы одинаковы, это значит, что катализатор не работает. Двигатель переходит в аварийный режим, а на панели приборов выбивает индикатор неисправности. Отсюда повышенный расход топлива или запрограммированное снижение мощности.

После удаления катализатора проблема останется. 3 способа на выбор для устранения:

  1. Блок управления прошивается до стандарта ЕВРО 2. Тогда второй лямбда-зонд вообще не нужен. Ошибка на приборке не высвечивается. Недостаток — если прошивку выполняет непрофессионал, есть риск повредить ЭБУ.
  2. Механическая обманка в виде прокладки между трубой с выхлопными газами и вторым лямбда-зондом. В эту прокладку также может закладываться мини-фильтр. В результате датчик улавливает более чистый выхлоп и система «думает», что очиститель в порядке. «Чек» гаснет. Способ более безопасный, чем прошивка.
  3. Электронная обманка. Между второй лямбдой и ЭБУ помещают специальный модуль, который искажает сигнал. В результате ЭБУ получает «правильные» данные. Недостаток — мера временная, «мозги» некоторых авто вскоре вновь выдают ошибку.

Развеиваем сомнения — минусы и плюсы удаления

Бесплатное удаление катализатора

Если работники СТО в Тольятти предложили бесплатное удаление или замену катализатора – есть риск, что они заберут очиститель себе, а потом сдадут. Даже вышедший из строя катализатор содержит драгметаллы.
Не забудьте забрать запчасть и обратиться в специализированный пункт приема катализаторов. Цена за сданный фильтр может покрыть расходы на удаление детали и даже на покупку качественного пламегасителя.

В Тольятти выгодно сдать отработанный катализатор можно специалистам Волгакат.

Что влияет на цену приема катализатора:

  • остаточное содержание элементов, представляющих ценность;
  • страна сбыта автомобиля – для ЕС или Японии в нейтрализатор устанавливается больше драгоценных металлов, чем для постсоветских или азиатских стран;
  • ситуация на рынке драгметаллов – за сутки стоимость колеблется до 20-30% в обе стороны.

ТО с выбитым катализатором или пламегасителем

Вырезанный нейтрализатор при исправном двигателе позволяет вписываться в нормы Евро-4. При правильно установленном качественном пламегасителе, проблем с прохождением ТО не возникает. Вопросы появляются, если катализатор неисправен или отсутствует вовсе.

Можно ли ехать в ЕС без катализатора?

Если вы – гражданин европейского государства, то должны следить за выбросом автомобиля и соответствовать нормам ЕВРО. Придется нести ответственность за удаление катализатора или установку вместо него пламегасителя.

Но никто не станет замерять выброс у автомобилей туристов. Проблем с въездом в Европу ни у кого не возникает.

Что будет с мотором, если вырезать катализатор

Двигатель не «чувствует» наличие катализатора, пока тот не начинает его «душить». Но что будет, если выбить или удалить катализатор? Двигатель не заметит потерю. Как ни странно, без него движку «легче». Главное, не допускать ситуации, когда неисправная деталь начинает повреждать цилиндры и вовремя ее удалить.

Дымит после удаления катализатора?

Как правило, дымность повышается при неисправном нейтрализаторе. После его удаления это проходит. Если дымность повысилась после замены или удаления катализатора – это может быть связано с рядом моментов:

  • не перепрошит ЭБУ;
  • догорает то, чему мешал забитый катализатор (окислы, сажа);
  • неисправности системы охлаждения;
  • масло попадает в цилиндры;
  • проблема кроется в поршневой группе.

Стоит ли своими руками вырезать катализатор или выбить содержимое?

Можно, но лучше так не делать. Есть риск, что мотор будет повреждаться оставшимися частицами керамики. Кроме того, вы потеряете деньги. Отработавший катализатор можно сдать, но целым. Самостоятельно драгметаллы не извлечь. Если у вас металлический катализатор, то его в принципе нельзя выбить.

Загрязнение окружающей среды

Цените чистый воздух, выступаете защитником природы – ставьте оригинальный или универсальный катализатор на замену. Нет денег – замените на качественный пламегаситель и следите за исправностью двигателя.

Заменить, выбивать, удалить катализатор или поставить пламегаситель – каждый выбирает сам. Но что точно не стоит делать – выкидывать старый катализатор на свалку. Так вы точно загрязняете природу и теряете немалую сумму денег!