Прежде чем рассмотреть причины отказа, поговорим о важности и преимуществах катализаторов.
Они:
- позволяют на 99% очистить выхлоп от вредных компонентов (SO2, СО, NO и НС). Их высокая концентрация наносит значимый ущерб здоровью людей и состоянию окружающей среды;
- дают возможность выполнять российские законодательные требования относительно стандартов экологичности. На данный момент соответствие Евро-5 является обязательным;
- уникальны. Другая система, выполняющая задачи по нейтрализации вреда от выхлопных газов с нужной эффективностью, пока не разработана.
При всех преимуществах у катализаторов есть и недостатки.
Склонность к разрушению
В частности, они не обладают высокой устойчивостью к повреждениям. Причины преждевременного разрушения начинки катализаторов детально изложены ниже. Назовем основные.
Начинка портится, когда:
- в топливе имеются опасные присадки, например, тетраэтилсвинец;
- происходят удары и вибрация;
- горящее топливо попадает в выхлопной отсек;
- в выхлопных газах присутствуют масло и углеводород в высокой концентрации;
- случается резкое охлаждение при внутреннем перегреве.
Все это – следствие плохого обслуживания и неправильного функционирования машины.
Трудности с оформлением гарантии
Чаще всего производители не ставят каталитический нейтрализатор на длительное гарантийное обслуживание. Как максимум, можно рассчитывать на получение гарантии только на начало периода эксплуатации авто – до тысячи километров пробега или до 12 месяцев. Но даже при 100–150 км пробега (а на дорогах России нейтрализатор успевает за это время разрушиться) никто не обещает, что деталь получится заменить по гарантии.
Автовладелец сдает поврежденный элемент в сервисный центр, оттуда она уходит экспертам, которые указывают в заключении, что случай негарантийный, так как к ней привел не брак детали, а плохое топливо. Доказать обратное удастся только в результате долгой судебной тяжбы.
Дорогостоящая замена
Чтобы поменять вышедшую из строя деталь на такую же «родного» производства, придется потратить от 30 000 до 150 000 рублей. Но еще большую сумму нужно будет выложить, если в результате разрушения начинки керамическая крошка окажется в камере сгорания. Тут во весь рост встает перспектива капитального ремонта.
По всем вышеперечисленным причинам, а также не желая больше непрерывно проверять, в каком состоянии находится выхлопная система, водители просто отказываются от нейтрализаторов. Часто они делают это еще до появления первых проблем.